Как обещала, выкладываю свои заметки-примечания по зимнему миру. Если что-то вызывает вопросы, пишите в комменты)

Напоминаю, что год на Голкья равен примерно шести нашим. Новый год справляют в день самого большого солнца.
Максимальная продолжительность жизни магически неодарённых охотников – около 20 лет (150 наших). Одарённые, любимцы стихий, могут прожить в полтора-два раза дольше: до 40 (240). Мудрых можно считать практически бессмертными. Но те, другие и (особенно!) третьи редко помирают от старости. Среди непосвящённых старик за 15 (90) – исключительное явление.
Самую суровую часть зимы охотники переживают, в основном, во сне. Это не глубокая спячка, как у летних зверей Голкья или у наших бурых медведей. Спят по несколько суток подряд, просыпаясь на час-другой. Время сна даром не теряют, но об этом как-нибудь в другой раз.
Размножаться разумные Голкья способны только в тёплую и светлую часть года: «тёмная луна бесплодна и гасит страсти». Ребёнок рождается обычно один, реже – двойни или тройни. Невест из многоплодных родов очень ценят, но таких не много. В умеренных широтах (большая часть Нари Голкья) охотницы беременеют не чаще раза в год. На юге (Арха Голкья, Марахи Голкья) в один год успевают выносить две беременности: весеннюю и осеннюю. Однако беременность, наступившая сразу после зимовки, истощает женщину и часто срывается, а поздние дети встречают зиму недостаточно окрепшими. Подавляющее большинство охотников появились на свет между летним равноденствием и высоким солнцестоянием.
Первое лето жизни (по-нашему, до года) – сеголеток, младенец. Объект всяческой заботы матери, женщин, родивших одновременно и после, детей-двухлеток, нянек: бабок и дедок. Детей не много, поэтому их очень берегут. До первой зимы доживают практически все, кто родился более-менее здоровыми. Детские покои – самые тёплые и чистые в доме. Место, куда малышей выносят из пещер подышать воздухом, поиграть и погреться на солнце, всегда самое защищённое от хищников и холодных ветров. У сытых охотниц бывает очень много молока, так что хватает сразу на нескольких детей. Кормят своих и чужих, без разбору, а через 3-4 луны матери покидают детские покои, оставляя своих маленьких на прокорм только что родившим. Такие своеобразные «ясли». Через 7-8 лун детей начинают переводить с молока на обычную пищу, а зимой этот процесс естественным образом завершается, так как в тёмные луны молоко пропадает у всех женщин.
Второе лето (6-7) и вторую зиму (до 12) ребёнок ещё живёт в детских покоях, но ему уже доверяют простую, не тяжёлую и не опасную работу в доме. По всем закоулкам большого дома двухлетки учатся передвигаться самостоятельно и не плутать, но наружу без присмотра старших не выходят.
Третье лето (12-13). После того, как в детских покоях родится первый ребёнок нового лета, трёхлетки переходят в другое жильё и в новое качество. Теперь они подростки. Они ещё не набрали полную силу, рост и вес, но трудятся по дому наравне со взрослыми. Могут выходить наружу, помогать на огороде, заниматься собирательством и самостоятельно охотиться на мелкую дичь. Самых сильных и шустрых взрослые охотники уже начинают натаскивать на коллективных охотах.
Социальная зрелость наступает на третью зиму (13-17): подросток должен убить своего первого белого или чёрного зверя, после чего считается взрослым. Обычно это происходит на коллективной охоте, но некоторые умудряются отличиться в одиночку. Поскольку в разгар зимы хищники лезут к жилью, иногда даже искать не надо, само получается. Кто не преуспел на охоте и не перешёл в статус взрослого до своего четвёртого лета (18-19, полная половая зрелость), тем устраивают испытания. Мало уважения к таким недотёпам, если у них нет какого-нибудь особого таланта! Охотник, признанный взрослым, имеет право жениться, охотница – выйти замуж. Они могут по собственной воле уйти из родительского дома в дом жены/мужа, попытаться основать свой дом, попроситься слугами-подмастерьями для обучения ремеслу. В подмастерья берут и подростков, и детей двухлеток, но по договорённости старшей родни.
Период наилучшей физической формы у неодарённых длится с 4 лета (около 18) до 10-12 (60-70), у самых одарённых – до 20 (150). Детородный период у женщин примерно такой же, но с возрастом вероятность зачатия падает, беременности чаще срываются. Поэтому больше десяти живых детей у охотницы – экстремально много. В среднем, женщина рождает пятерых, достигают зрелости и дальше продолжают род трое-четверо.
Подводя итог: рождаемость едва покрывает смертность, население Голкья не растёт. Из этого следует высокая цена жизни себе подобных в глазах большинства охотников. Извечные враги – стихии и звери. Двуногие, почти всегда – союзники. Но бывает, конечно, по-всякому.