Девочка-маугли, воспитанная книгами, кошками и деревьями
По ощущениям совпало, хотя в Москве было поярче. А если сходить по ссылке, там ещё в комментариях интересно.
Оригинал взят у keleg в СССР
Оригинал взят у keleg в СССР
Почти полжизни я прожил в СССР.
Нашел сегодня во френдленте очень хорошие очерки о той жизни. Ностальгировал :-) Там все было по другому - другая логика, другие ценности.
По своим, детско-юношеским воспоминаниям спрашиваю себя: "А мне-то чего не хватало?"
Отбросим товарный дефицит, хотя значитальную часть детства я стоял в очередях за молоком (час в день) а в юности мы с папой собирали из металлолома нечто работающее и воспроизводящее музыку. И ходил по "комиссионным" магазинам любоваться на абсолютно недоступные, черные и сияющие огоньками японские магнитолы. Однажды нам прислали родственники из Москвы посылку с апельсинами и апельсиновой жевачкой - это был праздник на целый месяц, наверное, до сих пор помню ярко-желтый цвет! А бутылку пепси-колы, привезенную папой из командировки, мы хранили почти год, прежде чем решились выпить :-) И потом долго хранили пустую - у ней была такая чудесная, красно-синяя этикетка! Да, мне очень не хватало яркости, цвета, удобства вещей вокруг.
Все было серое и какое-то бездушное. Просто еда, просто одежда. С обувью "просто" не получалось, ее ведь индивидуально подбирать надо - и значительную часть детства я проходил в кирзовых сапогах. А вместо ранцев у половины одноклассников были военные планшетные сумки.
Яркое и настоящее было очень часто военным. Мы играли ярко-оранжевыми наборами-аптечками химической защиты, а от дяди с военного завода нам доставались ярко-зеленые и очень прочные ящики от каких-то военных приборов. Они и пахли серьезно! :-)
Игрушки же делались, видимо, из отходов - они были таких грязных цветов и, в большинстве своем, ужасно, "на отвяжись" сделаны. Ну представьте сегодняшние низкокачественные китайские, только без ярких красок и по сумасшедшей цене. Ну, сразу понятно было, в каждой вещи сквозило: - это все неважно, все настоящее идет на защиту Родины.
Помню, как я впервые рисовал настоящими фломастерами! Они были какие-то иностранные и такие цветные линии выводили! Я сразу нарисовал кошку в траве и дом под деревом. Но это было у родственников, дома таких не было. Потом же наша промышленность научилась делать аналоги, но рисовали они уже совсем не так - по-социалистически грязными цветами и их было 4, а не 12 и хватало на поллиста - дальше нужно было заправлять маминым одеколоном. И мне больше не хотелось рисовать кошек и дома - те фломастеры ни на что настоящее не годились.
Я рисовал ручкой по клеточкам роботов и танки, но это была, больше геометрия, чем рисунок.
Блин. Только сейчас понял, почему я все детство упрямо отказывался рисовать, да и сейчас для меня это недоступное волшебство.
Да. Наверное, это самая большая претензия к тому миру - отсутствие волшебства.
И когда я, через год после распада СССР, открыл на улице книгу Толкина (до перестройки ВК не издавался!), было чувство, что это то, что я искал всю жизнь.
Мне бывает жаль, что рухнулся СССР - но я никогда не хотел бы вернуться в свое детство.
Нашел сегодня во френдленте очень хорошие очерки о той жизни. Ностальгировал :-) Там все было по другому - другая логика, другие ценности.
По своим, детско-юношеским воспоминаниям спрашиваю себя: "А мне-то чего не хватало?"
Отбросим товарный дефицит, хотя значитальную часть детства я стоял в очередях за молоком (час в день) а в юности мы с папой собирали из металлолома нечто работающее и воспроизводящее музыку. И ходил по "комиссионным" магазинам любоваться на абсолютно недоступные, черные и сияющие огоньками японские магнитолы. Однажды нам прислали родственники из Москвы посылку с апельсинами и апельсиновой жевачкой - это был праздник на целый месяц, наверное, до сих пор помню ярко-желтый цвет! А бутылку пепси-колы, привезенную папой из командировки, мы хранили почти год, прежде чем решились выпить :-) И потом долго хранили пустую - у ней была такая чудесная, красно-синяя этикетка! Да, мне очень не хватало яркости, цвета, удобства вещей вокруг.
Все было серое и какое-то бездушное. Просто еда, просто одежда. С обувью "просто" не получалось, ее ведь индивидуально подбирать надо - и значительную часть детства я проходил в кирзовых сапогах. А вместо ранцев у половины одноклассников были военные планшетные сумки.
Яркое и настоящее было очень часто военным. Мы играли ярко-оранжевыми наборами-аптечками химической защиты, а от дяди с военного завода нам доставались ярко-зеленые и очень прочные ящики от каких-то военных приборов. Они и пахли серьезно! :-)
Игрушки же делались, видимо, из отходов - они были таких грязных цветов и, в большинстве своем, ужасно, "на отвяжись" сделаны. Ну представьте сегодняшние низкокачественные китайские, только без ярких красок и по сумасшедшей цене. Ну, сразу понятно было, в каждой вещи сквозило: - это все неважно, все настоящее идет на защиту Родины.
Помню, как я впервые рисовал настоящими фломастерами! Они были какие-то иностранные и такие цветные линии выводили! Я сразу нарисовал кошку в траве и дом под деревом. Но это было у родственников, дома таких не было. Потом же наша промышленность научилась делать аналоги, но рисовали они уже совсем не так - по-социалистически грязными цветами и их было 4, а не 12 и хватало на поллиста - дальше нужно было заправлять маминым одеколоном. И мне больше не хотелось рисовать кошек и дома - те фломастеры ни на что настоящее не годились.
Я рисовал ручкой по клеточкам роботов и танки, но это была, больше геометрия, чем рисунок.
Блин. Только сейчас понял, почему я все детство упрямо отказывался рисовать, да и сейчас для меня это недоступное волшебство.
Да. Наверное, это самая большая претензия к тому миру - отсутствие волшебства.
И когда я, через год после распада СССР, открыл на улице книгу Толкина (до перестройки ВК не издавался!), было чувство, что это то, что я искал всю жизнь.
Мне бывает жаль, что рухнулся СССР - но я никогда не хотел бы вернуться в свое детство.
Для меня волшебство было в природе, в фильмах и книжках - чудесных книжках и журналах для детей с прекрасными - и вовсе не абсурдистскими, как в перестройку, а красивыми или веселыми - иллюстрациями. "Хоббита", кстати, прочел еще в школе - по-русски и по-английски (по-английски, правда, в адаптированном варианте). Игрушки тоже были вполне волшебными, их было много и разных, и среди них было полно наших, хотя были и гэдээровские (те были технически круче). Уродливые игрушки, наверное, тоже были, но мне их не покупали - у родителей был хороший вкус. А вообще, я никогда не искал волшебство в вещах. Апельсиновую жвачку помню, мне привез две пластинки двоюродный брат-моряк. Я пожевал одну - и мне ужасно не понравилось, было противно глотать слюну, которая долго плескалась во рту (я и сейчас жвачку жую крайне редко, только если нужно отбить запах лука или чего-то в этом роде). Вторую пластинку закинул в шкаф, так она там и валялась, пока не высохла. Фантик тоже выкинул. А вот красивые фантики от наших конфет я долго собирал - они были действительно художественными, не то что скучные ряды апельсинок на обертке от резинки..
Нет. мое детство лучезарным не было - но по причинам, не имеющим ни малейшего отношения к советской действительности. И в то время обратно я не хочу - я хочу вперед в то время. То есть, не совсем в то, а лучше.
Я говорю "бедные дети", потому что, если бы они не стояли в очередях и не носили все одинаковое, возможно, потом они бы не выросли в тот класс потребителей, который сейчас называют средним. Я не про всех, конечно. Нельзя всех под одну гребенку. Но я общаюсь с поколением 70-х и вижу, что они чего-то недополучили в детстве, раз сейчас зачастую ведут себя, как дети. А их дети - слишком по-взрослому. Они не играют в казаков-разбойников и не прыгают в "резиночки". (Помню, бабки ругали девчонок за эти прыгалки, а мне всегда казалось, что это отличная гимнастика
Вот о чем я.
Но я рад был ужасно тому, что стало можно носить длинные волосы и кожу. Поначалу мной в метро даже детей пугали
Я - художник, визуал. Для меня описанная тусклость и однообразие были - как для музыканта фальшивый звук. Мучительны буквально на физическом уровне.
Причём помню ещё одну неприятную тенденцию времен своего детства (70е-80е): из вещей, сделанных в СССР, более качественными и красивыми практически всегда оказывались более старые. Культуры это тоже, во многом, касалось: фильмов, песен, книг, мультиков. Ощущение заката, предощущение развала посещало до начала перестройки и пугало безмерно.
В комментах исходному посту - ссылка на попытку разобраться в причинах: www.kara-murza.ru/books/sc_b/sc_b39.htm Пока не читала дальше, но уже интересно.
Fuchoin Kazuki, моё детство не было ни счастливым, ни несчастным. Достаточно обеспеченным материально. Местами, трудным и печальным: по объективным и субъективным причинам. В целом - жила тогда, живу сейчас. Чего и вам желаю
~Sheogorath~, у меня хорошая память и ровным счётом никаких причин идеализировать более поздние времена. Поэтому не списывайте на проекции. Что касается сказок - конечно, мы их создавали из любых подручных материалов. В детских играх предметы обихода и фантазия наравне. Дети не делят мир на «низкое» и «высокое», этому учатся позже. И я научилась, никуда не делась.
Ровенга, да, формы и пальто - тоже. При том, идею школьной формы, как таковой, считаю здравой.
А вот с этим соглашусь на все двести. И я это чувствовал, недоумевал и пугался.
chorgorr, да, я тоже. Но она не должна быть такой унылой, как в 80-х годах. Девочки - как из работного дома XIX века, мальчики - вообще не понятно в чем.
Я вот до сих пор ломаю голову и не могу взять в толк: почему детям не разрешали в школу носить часы?
Почитал. Мне напомнило пелевинское определение "ротожопие".
Девочкам не разрешали цветные банты и сережки, даже пусть и маленькие; Потому что это раз - не по форме, два - школа не танцы, где хвастаются друг перед другом нарядами, украшениями и ранним созреванием. У кого-то сережки могут быть золотые, у кого-то - дешевые латуные. Когда форму отменили, началась травля плохо одетых "лохов". Травили даже за кофточки с катышками.
Насчет карандашей - да просто-напросто тот, кто хочет научиться рисовать. должен уметь рисовать обычным простым карандашом. И уметь его очинить. Плюс, автоматические карандаши. существовавшие на тот момент, имели плохие зажимы, карандаш пружинил при рисовании - что опять же могло приучить к неправильным движениям. Да и опять же - не у всех были "автоматы" - это могло спровоцировать зависть, кражи.
Потому что это раз - не по форме, два - школа не танцы, где хвастаются друг перед другом нарядами, украшениями и ранним созреванием.
Да, отбивалось любое, даже самое невинное стремление к индивидуальности. Отбирались часы и потом выдавались на родительских собраниях. Ну, какие часы могли быть в конце 70-х? Явно не Брегет. Дешевые и одинаковые. Однако же ребенок не должен был знать, сколько времени. И лично наблюдал картинку, как из волос плачущей девочки лет 7-8 выдирались голубые банты. Чем банты могли помешать учебе?? Никогда не понимал, не пойму и не хочу это понимать. Это называется уравниловка. Бессмысленная и беспощадная. После войны всем жилось плохо, поэтому стремление к ярко индивидуальности могло обернуться осуждением со стороны окружающих, но в 70-хот войны уже было далеко, и благосостояние средних семей было примерно одинаковым.
Насчет карандашей позвольте не согласиться. Советские карандаши были самые неубиваемые, у меня до сих пор где-то парочка завалялась. У них самые прочные механизмы по сравнению с тем китайским ширпотребом, который продается сейчас.
Насчет карандашей - да просто-напросто тот, кто хочет научиться рисовать. должен уметь рисовать обычным простым карандашом. И уметь его очинить.
Если исходить из этой логики, то и палкой на песке можно рисовать, и углем на стене. Только учебный процесс от этого более интересным не станет. В детских садах развивали моторику пальцев с помощью цветного пластилина, так почему же в школах были запрещены фломастеры? Цветной фломастер мог спровоцировать социальное неравенство? Вот сейчас фломастеров завались, есть у всех. Все равны? Сомневаюсь. И ручками сейчас пишут такими, какими хотят, и автоматами в том числе. У них неправильные движения? Сколько работал репетитором у детей, не наблюдал
Не, не допираю.
~Sheogorath~, А почему яркая индивидуальность - это вещи? Потому что внешность человека (и костюм, как часть) - самое естественное, «близкое к телу» проявление индивидуальности. Всякие творческие достижения - они гораздо больше вовне и не на каждый день.
Кстати, послание: "не моги отличаться ни бантиком", на мой взгляд, выливалось в травлю тех, у кого "навески" функциональные и вынужденные, типа очков. Дети это не очень разделяют.
В общем, я считаю, что искать зло и страшное подавление индивидуальности в отсутствии косметики, сережек и бальных платьев в школе не стоит. Кстати. выпускной, который еще и имеет нотку прощания со школьной формой, получал дополнительный смысл. Вот там можно уже все - как знак: ты с этой минуты взрослый человек!
Для меня дело не в заданных рамках, а в паранойе и насилии. Вырывать у ребенка из волос банты, заботливо завязанные мамой - насилие. Поиск на ногтях лака (отстутствующего) и угроза выдрать с мясом серёжки - тоже.
~Sheogorath~, ну, был я на этих конкурсах, олимпиадах и т.д. Грамоту дадут, похвалят перед всем классом, а потом этот класс в туалете тебя же и отпи**т за то, что ты отличник и ботан. И смысл? Все равно нас заставляли насильно участвовать во всем этом, ибо тогда ЕГЭ не было, и толку от этих олимпиад практически никакого, только презрения в классе к тебе больше.
Мне все равно было до сережек и колечек, я их не носил, но всегда считал и считаю, что девушкам и женщинам это очень идет, это добавляет шарма и никоим образом не отменяет природную красоту. Тем более, тогда золото было очень дорогое и редкое, а меленькие пластиковые или стеклянные "гвоздики" могли себе позволить. (Кстати, я отношусь к тем существам, которым нравится, если женщина ухожена, аккуратно накрашена и от нее пахнет хорошим парфюмом. Не вижу ничего ужасного, если она немного приукрасит свою естественность).
Но пусть это излишество, ладно. Зато то, что часы носить не разрешали, приводило к тому, что я часто опаздывал, потому что не знал, сколько времени. А обычные карандаши у меня с завидное регулярностью ломались, и рисовать приходилось какими-то огрызками или не рисовать совсем. И я такой был не один.
Возможно, кому-то повезло со школой больше, кому-то меньше. У кого-то светлые воспоминания остались, у кого-то - не очень светлые.
Конечно, сейчас хвастаются достатком, я согласен, но прямо так уж всех тоже нельзя ровнять. Я знаю вполне приличных детей из вполне приличных семей, которые ходят в школу в школьной форме, не пишут там паркерами и не надевают бриллиантов, однако их учеба насыщена более яркими красками и эмоциями хотя бы потому, что им ничего не запрещают. Их стимулируют к учебе, к достижениям, мотивируют заниматься спортом или играть в школьном театре. Их не строят перед уроками в шеренги и не заставляют маршировать в класс. Не отчитывают перед всем классом за банты и не отнимают часы. У них есть запреты, но они касаются использования гаджетов на уроках. Не самих гаджетов, а только их использования. Я считаю, это более правильно, чем что-то отнимать или насильно заставлять что-то делать.
Пелевина я давно не читала, у меня с него депра. Поэтому не совсем понимаю, об чём речь... Можно по существу?
chorgorr, суть этот понятия сводится к процессу потребления, когда потребляется столько много, что уже плохо усваивается, и почти неусвоенное выходит вон. А поскольку условный рефлекс закрепляется очень хорошо, то у человека в итоге сам процесс вытесняет настоящую потребность, и человек фактически себя обманывает, думая, что потребляет блага, а на самом деле все сводится к поглощению-выводу вон. Или как цинично назвал Пелевин, "ротожопию". Ну, я так это понял. Я не силен в объяснениях философского рода, так что , возможно, вышло непонятно.
Лоуренс Де Ган, да, юноша, каждому поколению - свое время