Девочка-маугли, воспитанная книгами, кошками и деревьями
По ощущениям совпало, хотя в Москве было поярче. А если сходить по ссылке, там ещё в комментариях интересно.

Оригинал взят у keleg в СССР
Почти полжизни я прожил в СССР. 
Нашел сегодня во френдленте очень хорошие очерки о той жизни.  Ностальгировал :-) Там все было по другому - другая логика, другие ценности.
По своим, детско-юношеским воспоминаниям спрашиваю себя: "А мне-то чего не хватало?"
Отбросим товарный дефицит, хотя значитальную часть детства я стоял в очередях за молоком (час в день) а в юности мы с папой собирали из металлолома нечто работающее и воспроизводящее музыку. И ходил по "комиссионным" магазинам любоваться на абсолютно недоступные, черные и сияющие огоньками японские магнитолы. Однажды нам прислали родственники из Москвы посылку с апельсинами и апельсиновой жевачкой - это был праздник на целый месяц, наверное, до сих пор помню ярко-желтый цвет! А бутылку пепси-колы, привезенную папой из командировки, мы хранили почти год, прежде чем решились выпить :-) И потом долго хранили пустую - у ней была такая чудесная, красно-синяя этикетка! Да, мне очень не хватало яркости, цвета, удобства вещей вокруг.
Все было серое и какое-то бездушное. Просто еда, просто одежда. С обувью "просто" не получалось, ее ведь индивидуально подбирать надо - и значительную часть детства я проходил в кирзовых сапогах. А вместо ранцев у половины одноклассников были военные планшетные сумки.
Яркое  и настоящее было очень часто военным. Мы играли ярко-оранжевыми наборами-аптечками химической защиты, а от дяди с военного завода нам доставались ярко-зеленые и очень прочные ящики от каких-то военных приборов.  Они и пахли серьезно! :-)
Игрушки же делались, видимо, из отходов - они были таких грязных цветов и, в большинстве своем, ужасно, "на отвяжись" сделаны. Ну представьте сегодняшние низкокачественные китайские, только без ярких красок и по сумасшедшей цене. Ну, сразу понятно было, в каждой вещи сквозило: - это все неважно, все настоящее идет на защиту Родины.
Помню, как я впервые рисовал настоящими фломастерами! Они были какие-то иностранные и такие цветные линии выводили! Я сразу нарисовал кошку в траве и дом под деревом. Но это было у родственников, дома таких не было. Потом же наша промышленность научилась делать аналоги, но рисовали они уже совсем не  так - по-социалистически грязными цветами и их было 4, а не 12 и хватало на поллиста - дальше нужно было заправлять маминым одеколоном. И мне больше не хотелось рисовать кошек и дома - те фломастеры ни на что настоящее не годились. 
Я рисовал ручкой по клеточкам роботов и танки, но это была, больше геометрия, чем рисунок.
Блин. Только сейчас понял, почему я все детство упрямо отказывался рисовать, да и сейчас для меня это недоступное волшебство.
Да. Наверное, это самая большая претензия к тому миру - отсутствие волшебства.
И когда я, через год после распада СССР, открыл на улице книгу Толкина (до перестройки ВК не издавался!), было чувство, что это то, что я искал всю жизнь.
Мне бывает жаль, что рухнулся СССР - но я никогда не хотел бы вернуться в свое детство.


Комментарии
22.11.2012 в 21:35

То, что у тебя паранойя, еще не значит, что ОНИ за тобой не следят
А я считаю свое детстве в СССР счастливым! И было у меня волшебство. Его делают не порнушные куклы Барби, а собственная душа. Тогда жили, а не выживали, как сейчас!
22.11.2012 в 23:29

Сумеречные вальсы и жуткие частушки нашего пограничья, Ритм твоего пульса, голос твоей крови - так, чтоб наверняка.
Fuchoin Kazuki, Плюс много. Отсутствие или присутствие волшебства, оно не вокруг - оно в голове. Даже в маленькой голове иногда его не случается, хотя, как мне кажется, это проекция ощущений и мыслей уже выросшего человека.
Для меня волшебство было в природе, в фильмах и книжках - чудесных книжках и журналах для детей с прекрасными - и вовсе не абсурдистскими, как в перестройку, а красивыми или веселыми - иллюстрациями. "Хоббита", кстати, прочел еще в школе - по-русски и по-английски (по-английски, правда, в адаптированном варианте). Игрушки тоже были вполне волшебными, их было много и разных, и среди них было полно наших, хотя были и гэдээровские (те были технически круче). Уродливые игрушки, наверное, тоже были, но мне их не покупали - у родителей был хороший вкус. А вообще, я никогда не искал волшебство в вещах. Апельсиновую жвачку помню, мне привез две пластинки двоюродный брат-моряк. Я пожевал одну - и мне ужасно не понравилось, было противно глотать слюну, которая долго плескалась во рту (я и сейчас жвачку жую крайне редко, только если нужно отбить запах лука или чего-то в этом роде). Вторую пластинку закинул в шкаф, так она там и валялась, пока не высохла. Фантик тоже выкинул. А вот красивые фантики от наших конфет я долго собирал - они были действительно художественными, не то что скучные ряды апельсинок на обертке от резинки..
22.11.2012 в 23:45

Не берите пример с князя. Это не приведет вас ни к чему хорошему. (с)
Помню очереди: за молоком, за колбасой, за... хлебом. Причем, не всегда он был хорошим и вкусным, но брали то, что было, а не то, что ожидалось. Видел километровые очереди за школьной формой в ЦУМе и за одинаковыми пальто с меховым воротником. Бедные дети. Сейчас мне многое не нравится, но обратно я не хочу.
23.11.2012 в 00:01

Сумеречные вальсы и жуткие частушки нашего пограничья, Ритм твоего пульса, голос твоей крови - так, чтоб наверняка.
Ровенга, Не, ну почему я не считал себя бедным дитем... И за молоком стоял, и за книжками на макулатуру (отличные книжки и макулатуру таскать было весело). Молоко было вкусным, овощи вот, правда, не были красивыми-мытыми-отборными - это минус. Зато дешевыми. Очередей за формой и одинаковых пальто не помню - толчея на школьных базарах была страшная, да. Зато на рубеже веков в детских отделах магазинов было очень свободно... и детские садики закрывались. И кружки бесплатные для детей куда-то делись. А счастливые детишки начали размалевывать стены, поджигать почтовые ящики и кнопки лифтов.
Нет. мое детство лучезарным не было - но по причинам, не имеющим ни малейшего отношения к советской действительности. И в то время обратно я не хочу - я хочу вперед в то время. То есть, не совсем в то, а лучше.
23.11.2012 в 00:49

Не берите пример с князя. Это не приведет вас ни к чему хорошему. (с)
~Sheogorath~, вот насчет молока соглашусь! И насчет сосисок, мороженого и тортиков "Сказка", "Прага" и "Полет". Любил я их, да. По 3-4 часа приходилось выстаивать в фирменном магазине. Но что ни сделаешь ради вкусного :)

Я говорю "бедные дети", потому что, если бы они не стояли в очередях и не носили все одинаковое, возможно, потом они бы не выросли в тот класс потребителей, который сейчас называют средним. Я не про всех, конечно. Нельзя всех под одну гребенку. Но я общаюсь с поколением 70-х и вижу, что они чего-то недополучили в детстве, раз сейчас зачастую ведут себя, как дети. А их дети - слишком по-взрослому. Они не играют в казаков-разбойников и не прыгают в "резиночки". (Помню, бабки ругали девчонок за эти прыгалки, а мне всегда казалось, что это отличная гимнастика :) ) Дети все с айподами-айпадами-айфонами, а у кого нет - тот лох и лузер. Родители, конечно, покупают, потому что помнят свое советское детство, когда импортная жвачка была невероятной диковинкой - как стеклянные бусы для папуасов. Кстати, наша жвачка была не в пример вкусней и безвредней ;-) Я любил апельсиновую и мятную.
Вот о чем я.
23.11.2012 в 01:22

Сумеречные вальсы и жуткие частушки нашего пограничья, Ритм твоего пульса, голос твоей крови - так, чтоб наверняка.
Ровенга, Мне почему-то кажется, что все из семьи. Очереди, некрасивые игрушки и еще что-то в этом роде "замечали" те, чьи родители ворчали на разнообразные несовершенства и неудобства. А вот у нас в семье это было не принято, принято было ценить не вещи, а книги и хорошее кино, а к неудобствам относиться с юмором. Вот и я замечал хорошее, а на не очень хорошее не обращал особого внимания. Во время стояния в очереди, например, мне никогда не было скучно - было о чем подумать.
23.11.2012 в 01:29

Не берите пример с князя. Это не приведет вас ни к чему хорошему. (с)
~Sheogorath~, я же говорю - у всех по-разному. Просто я это наблюдаю часто. Как послевоенные дети экономят на всем, чем только можно, даже если пенсия позволяет этого не делать, так и поколение "пепси" сейчас отрывается при наличии возможностей. Хотя бы детям дают то, чего не доставало самим, как они считают. Только пойдет ли впрок это детям - вопрос.

Но я рад был ужасно тому, что стало можно носить длинные волосы и кожу. Поначалу мной в метро даже детей пугали :laugh: Говорили: "Будешь плохо себя вести - станешь, как этот дядя" :susp: А сейчас никто и внимания не обращает. И музыку можно купить, какую угодно, хоть из-за границы заказывать.
23.11.2012 в 01:43

Девочка-маугли, воспитанная книгами, кошками и деревьями
Мне кажется, бесполезно спорить об ощущениях, чьи «правильнее» или лучше отражают действительность. Ощущениями можно делиться - своими, принимать к сведению - чужие.
Я - художник, визуал. Для меня описанная тусклость и однообразие были - как для музыканта фальшивый звук. Мучительны буквально на физическом уровне.
Причём помню ещё одну неприятную тенденцию времен своего детства (70е-80е): из вещей, сделанных в СССР, более качественными и красивыми практически всегда оказывались более старые. Культуры это тоже, во многом, касалось: фильмов, песен, книг, мультиков. Ощущение заката, предощущение развала посещало до начала перестройки и пугало безмерно.
В комментах исходному посту - ссылка на попытку разобраться в причинах: www.kara-murza.ru/books/sc_b/sc_b39.htm Пока не читала дальше, но уже интересно.

Fuchoin Kazuki, моё детство не было ни счастливым, ни несчастным. Достаточно обеспеченным материально. Местами, трудным и печальным: по объективным и субъективным причинам. В целом - жила тогда, живу сейчас. Чего и вам желаю ;)

~Sheogorath~, у меня хорошая память и ровным счётом никаких причин идеализировать более поздние времена. Поэтому не списывайте на проекции. Что касается сказок - конечно, мы их создавали из любых подручных материалов. В детских играх предметы обихода и фантазия наравне. Дети не делят мир на «низкое» и «высокое», этому учатся позже. И я научилась, никуда не делась.

Ровенга, да, формы и пальто - тоже. При том, идею школьной формы, как таковой, считаю здравой.
23.11.2012 в 01:48

Сумеречные вальсы и жуткие частушки нашего пограничья, Ритм твоего пульса, голос твоей крови - так, чтоб наверняка.
chorgorr, Причём помню ещё одну неприятную тенденцию времен своего детства (70е-80е): из вещей, сделанных в СССР, более качественными и красивыми практически всегда оказывались более старые. Культуры это тоже, во многом, касалось: фильмов, песен, книг, мультиков. Ощущение заката, предощущение развала посещало до начала перестройки и пугало безмерно.
А вот с этим соглашусь на все двести. И я это чувствовал, недоумевал и пугался.
23.11.2012 в 01:51

Девочка-маугли, воспитанная книгами, кошками и деревьями
Вот и я замечал хорошее, а на не очень хорошее не обращал особого внимания По-моему, это замечательная тактика, но поганая стратегия. Особенно в рамках страны в целом. Упорно не замечать плохого и неудобного, вместо того, чтобы обратить внимание, разобраться и что-то с этим сделать. Один из просчётов, который погубил СССР. А в малых масштабах, отдельно взятые семьи на том же сыплются. "У нас всё хорошо, у нас всё нормально..." Бах, опять сидим у разбитого корыта.
23.11.2012 в 01:56

Сумеречные вальсы и жуткие частушки нашего пограничья, Ритм твоего пульса, голос твоей крови - так, чтоб наверняка.
chorgorr, Полностью согласен! Более того. прежде чем строить новый Союз, придется досконально проанализировать причины развала первого. Не дай Бог повторить ошибки! Но я говорил о себе-ребенке - какая там стратегия, я и слов таких еще не знал =)
23.11.2012 в 01:57

Девочка-маугли, воспитанная книгами, кошками и деревьями
Ровенга, вот меня тоже очень радует возможность не подравниваться под общий шаблон )
23.11.2012 в 02:06

Девочка-маугли, воспитанная книгами, кошками и деревьями
~Sheogorath~, это скорее о родителях, и всём обществе, которое так учило. А вернее даже, он нас сейчас.
23.11.2012 в 03:29

Не берите пример с князя. Это не приведет вас ни к чему хорошему. (с)
При том, идею школьной формы, как таковой, считаю здравой.
chorgorr, да, я тоже. Но она не должна быть такой унылой, как в 80-х годах. Девочки - как из работного дома XIX века, мальчики - вообще не понятно в чем.

Я вот до сих пор ломаю голову и не могу взять в толк: почему детям не разрешали в школу носить часы? :upset: Девочкам не разрешали цветные банты и сережки, даже пусть и маленькие; ручки и карандаши нельзя было автоматические, фломастерами не разрешали рисовать на уроках рисования. Почему?? О_О Ведь далеко не у всех были карандаши "Живопись" или "Кохинор" (это вообще была редкость), а другие красили так тускло, что детям было скучно. Но фломастеры были запрещены по какой-то причине. :nope:
23.11.2012 в 03:44

Не берите пример с князя. Это не приведет вас ни к чему хорошему. (с)
В комментах исходному посту - ссылка на попытку разобраться в причинах: www.kara-murza.ru/books/sc_b/sc_b39.htm Пока не читала дальше, но уже интересно.
Почитал. Мне напомнило пелевинское определение "ротожопие".
23.11.2012 в 03:45

Сумеречные вальсы и жуткие частушки нашего пограничья, Ритм твоего пульса, голос твоей крови - так, чтоб наверняка.
Ровенга, Лично для меня новость, что форма дореволюционных гимназисток была взята из работных домов. Спасибо, буду знать. А "мальчуковой" форме я в свое время отчаянно завидовал =)
Девочкам не разрешали цветные банты и сережки, даже пусть и маленькие; Потому что это раз - не по форме, два - школа не танцы, где хвастаются друг перед другом нарядами, украшениями и ранним созреванием. У кого-то сережки могут быть золотые, у кого-то - дешевые латуные. Когда форму отменили, началась травля плохо одетых "лохов". Травили даже за кофточки с катышками.
Насчет карандашей - да просто-напросто тот, кто хочет научиться рисовать. должен уметь рисовать обычным простым карандашом. И уметь его очинить. Плюс, автоматические карандаши. существовавшие на тот момент, имели плохие зажимы, карандаш пружинил при рисовании - что опять же могло приучить к неправильным движениям. Да и опять же - не у всех были "автоматы" - это могло спровоцировать зависть, кражи.
23.11.2012 в 08:36

Не берите пример с князя. Это не приведет вас ни к чему хорошему. (с)
~Sheogorath~, в Англии XIX девочки из работных домов носили темно-коричневые шерстяные платья и черные передники. А белые фартучки и воротнички - это уже, наверное, из гимназий пришло.
Потому что это раз - не по форме, два - школа не танцы, где хвастаются друг перед другом нарядами, украшениями и ранним созреванием.
Да, отбивалось любое, даже самое невинное стремление к индивидуальности. Отбирались часы и потом выдавались на родительских собраниях. Ну, какие часы могли быть в конце 70-х? Явно не Брегет. Дешевые и одинаковые. Однако же ребенок не должен был знать, сколько времени. И лично наблюдал картинку, как из волос плачущей девочки лет 7-8 выдирались голубые банты. Чем банты могли помешать учебе?? Никогда не понимал, не пойму и не хочу это понимать. Это называется уравниловка. Бессмысленная и беспощадная. После войны всем жилось плохо, поэтому стремление к ярко индивидуальности могло обернуться осуждением со стороны окружающих, но в 70-хот войны уже было далеко, и благосостояние средних семей было примерно одинаковым.
Насчет карандашей позвольте не согласиться. Советские карандаши были самые неубиваемые, у меня до сих пор где-то парочка завалялась. У них самые прочные механизмы по сравнению с тем китайским ширпотребом, который продается сейчас.

Насчет карандашей - да просто-напросто тот, кто хочет научиться рисовать. должен уметь рисовать обычным простым карандашом. И уметь его очинить.
Если исходить из этой логики, то и палкой на песке можно рисовать, и углем на стене. Только учебный процесс от этого более интересным не станет. В детских садах развивали моторику пальцев с помощью цветного пластилина, так почему же в школах были запрещены фломастеры? Цветной фломастер мог спровоцировать социальное неравенство? Вот сейчас фломастеров завались, есть у всех. Все равны? Сомневаюсь. И ручками сейчас пишут такими, какими хотят, и автоматами в том числе. У них неправильные движения? Сколько работал репетитором у детей, не наблюдал :)
23.11.2012 в 09:42

Сумеречные вальсы и жуткие частушки нашего пограничья, Ритм твоего пульса, голос твоей крови - так, чтоб наверняка.
Ровенга, Э... А почему яркая индивидуальность - это вещи? А конкурс рисунка, стихов, олимпиады по предметам и спорту - с торжественным чествованием победителей - это не поощрение индивидуальности? Только часы-сережки-одежки?
Не, не допираю.
23.11.2012 в 10:04

Девочка-маугли, воспитанная книгами, кошками и деревьями
Ровенга, Пелевина я давно не читала, у меня с него депра. Поэтому не совсем понимаю, об чём речь... Можно по существу?

~Sheogorath~, А почему яркая индивидуальность - это вещи? Потому что внешность человека (и костюм, как часть) - самое естественное, «близкое к телу» проявление индивидуальности. Всякие творческие достижения - они гораздо больше вовне и не на каждый день.
23.11.2012 в 10:15

Сумеречные вальсы и жуткие частушки нашего пограничья, Ритм твоего пульса, голос твоей крови - так, чтоб наверняка.
chorgorr, Вот это и плохо, что оно так. Про внешность я не говорю - черты лица, фигура и цвет волос - они по определению у всех разные. Но почему-то индивидуальностью считаются не эти естественные различия, а добавки к этим различиям - подкраски. подмалевки и привески. А творческие достижения - это опционально. Впрочем, это разговор длинный и философский =) Скажу лишь, что на деле при помощи одежды и косметики люди почему-то как раз стремятся от природной индивидуальности избавиться - модные прически, макияж, шмотки - как у всех, рядами и колоннами. И как раз в 90-х это стало очень заметно - куда там школьной форме =)
23.11.2012 в 10:24

Девочка-маугли, воспитанная книгами, кошками и деревьями
~Sheogorath~, эээ... Внешность - от природы. Костюм с самых первобытных времён - простейший способ рассказать о себе. Не понимаю, чем плохо.
23.11.2012 в 10:28

Сумеречные вальсы и жуткие частушки нашего пограничья, Ритм твоего пульса, голос твоей крови - так, чтоб наверняка.
chorgorr, Ну, так никто же и не запрещал вне школы самовыражаться костюмом =) Мне вообще при любой возможности шили одежку в ателье - оно было в двух шагах от дома, хорошее и недорогое. А в школе самовыражались успехами в учебе и творчестве, не отвлекаясь на внешнее, и это ИМХО правильно.
23.11.2012 в 10:53

Девочка-маугли, воспитанная книгами, кошками и деревьями
~Sheogorath~, школа учит не только учебным предметам, но и навыкам социального взаимодействия. Мне кажется, поиск баланса общего (формы, заданных границ приличий) с личными "изюминками" - это важно.
Кстати, послание: "не моги отличаться ни бантиком", на мой взгляд, выливалось в травлю тех, у кого "навески" функциональные и вынужденные, типа очков. Дети это не очень разделяют.
23.11.2012 в 11:03

Сумеречные вальсы и жуткие частушки нашего пограничья, Ритм твоего пульса, голос твоей крови - так, чтоб наверняка.
chorgorr, Очки ношу с первого класса, именно за очки никто не дразнил, хотя отношения в школе были плохими - по более серьезным и логичным причинам, в которые вдаваться не хочу.
В общем, я считаю, что искать зло и страшное подавление индивидуальности в отсутствии косметики, сережек и бальных платьев в школе не стоит. Кстати. выпускной, который еще и имеет нотку прощания со школьной формой, получал дополнительный смысл. Вот там можно уже все - как знак: ты с этой минуты взрослый человек!
23.11.2012 в 11:21

Девочка-маугли, воспитанная книгами, кошками и деревьями
~Sheogorath~, а меня дразнили, и многих знакомых. Даже взрослым "очкарикам" иногда доставалось.

Для меня дело не в заданных рамках, а в паранойе и насилии. Вырывать у ребенка из волос банты, заботливо завязанные мамой - насилие. Поиск на ногтях лака (отстутствующего) и угроза выдрать с мясом серёжки - тоже.
23.11.2012 в 12:14

Сумеречные вальсы и жуткие частушки нашего пограничья, Ритм твоего пульса, голос твоей крови - так, чтоб наверняка.
chorgorr, Это другой вопрос. Это гадость, проявление личных тараканов конкретного человека, "синдром вахтера", когда человек фрустрированный по жизни, обломанный по всем статьям, но облеченный небольшой властью, отрывается по полной на слабых. В нашей школе такого не было, кстати. Хорошая школа была - и есть. Гимназия теперь, но и тогда была гимназического уровня.
23.11.2012 в 12:30

Девочка-маугли, воспитанная книгами, кошками и деревьями
~Sheogorath~, эти тараканы считались социально приемлемыми, как минимум. И до сих пор крепко в людях сидят. "Праздник непослушания" и безудержный выпендрёж - н.м.в., просто другая крайность.
23.11.2012 в 12:35

Сумеречные вальсы и жуткие частушки нашего пограничья, Ритм твоего пульса, голос твоей крови - так, чтоб наверняка.
chorgorr, Да такое есть по всему миру. Разнятся только конкретные проявления и рационализации. В одном месте будут гнобить. потому что "эгоизм и отрыв от коллектива". в другом - потому что это "грех", а третьем - "потому что оскорбляет чьи-то чувства". Если у человека чешется унизить другого. он в самом раздемократическом обществе найдет способ. А при современном понимании демократии таких способов стало не меньше, а больше.
23.11.2012 в 19:31

Рыцарь печального опыта
Почитал и понял, что как хорошо что я все дальше и дальше от незнакомого Советского Союза.
23.11.2012 в 23:41

Не берите пример с князя. Это не приведет вас ни к чему хорошему. (с)
А конкурс рисунка, стихов, олимпиады по предметам и спорту - с торжественным чествованием победителей - это не поощрение индивидуальности? Только часы-сережки-одежки?

~Sheogorath~, ну, был я на этих конкурсах, олимпиадах и т.д. Грамоту дадут, похвалят перед всем классом, а потом этот класс в туалете тебя же и отпи**т за то, что ты отличник и ботан. И смысл? Все равно нас заставляли насильно участвовать во всем этом, ибо тогда ЕГЭ не было, и толку от этих олимпиад практически никакого, только презрения в классе к тебе больше.

Мне все равно было до сережек и колечек, я их не носил, но всегда считал и считаю, что девушкам и женщинам это очень идет, это добавляет шарма и никоим образом не отменяет природную красоту. Тем более, тогда золото было очень дорогое и редкое, а меленькие пластиковые или стеклянные "гвоздики" могли себе позволить. (Кстати, я отношусь к тем существам, которым нравится, если женщина ухожена, аккуратно накрашена и от нее пахнет хорошим парфюмом. Не вижу ничего ужасного, если она немного приукрасит свою естественность).
Но пусть это излишество, ладно. Зато то, что часы носить не разрешали, приводило к тому, что я часто опаздывал, потому что не знал, сколько времени. А обычные карандаши у меня с завидное регулярностью ломались, и рисовать приходилось какими-то огрызками или не рисовать совсем. И я такой был не один.
Возможно, кому-то повезло со школой больше, кому-то меньше. У кого-то светлые воспоминания остались, у кого-то - не очень светлые.
Конечно, сейчас хвастаются достатком, я согласен, но прямо так уж всех тоже нельзя ровнять. Я знаю вполне приличных детей из вполне приличных семей, которые ходят в школу в школьной форме, не пишут там паркерами и не надевают бриллиантов, однако их учеба насыщена более яркими красками и эмоциями хотя бы потому, что им ничего не запрещают. Их стимулируют к учебе, к достижениям, мотивируют заниматься спортом или играть в школьном театре. Их не строят перед уроками в шеренги и не заставляют маршировать в класс. Не отчитывают перед всем классом за банты и не отнимают часы. У них есть запреты, но они касаются использования гаджетов на уроках. Не самих гаджетов, а только их использования. Я считаю, это более правильно, чем что-то отнимать или насильно заставлять что-то делать.

Пелевина я давно не читала, у меня с него депра. Поэтому не совсем понимаю, об чём речь... Можно по существу?
chorgorr, суть этот понятия сводится к процессу потребления, когда потребляется столько много, что уже плохо усваивается, и почти неусвоенное выходит вон. А поскольку условный рефлекс закрепляется очень хорошо, то у человека в итоге сам процесс вытесняет настоящую потребность, и человек фактически себя обманывает, думая, что потребляет блага, а на самом деле все сводится к поглощению-выводу вон. Или как цинично назвал Пелевин, "ротожопию". Ну, я так это понял. Я не силен в объяснениях философского рода, так что , возможно, вышло непонятно.

Лоуренс Де Ган, да, юноша, каждому поколению - свое время :) И сейчас можно найти и хорошее, и плохое, и я уверен, придет время , вы будете вспоминать с ностальгией или кислой миной. Может, и дискутировать так же будете :)