Девочка-маугли, воспитанная книгами, кошками и деревьями
Есть как бы два способа учить ребёнка (и человека вообще) рисовать.

Способ А: выдавать подробные инструкции на каждый конкретный объект и случай: «Как правильно нарисовать ёлочку», «Как правильно нарисовать ромашку», «Как правильно нарисовать розочку», «Как правильно нарисовать зайчика» и т.д.
Плюсы — человек быстро начинает выдавать довольно качественные картинки, самооценка всех участников учебного процесса поднимается, заинтересованные зрители тоже довольны. Минусы — беспомощность, если вдруг нету схемы, вплоть до анекдотического: яблоки человек рисует прекрасно, потому что ему показали, как, а на грушах уже тормозит. Второй минус — зашоренность, 100% уверенность, будто существует единственно правильный способ рисовать яблоки, розочки и зайчиков. Как следствие, мириады одинаковых картинок, тоска по чему-то оригинальному, но неспособность ни создавать его, ни воспринимать созданное другими.

Способ Б: научить человека видеть то, на что он смотрит, и изображать то, что он видит. Если речь именно о детях, для начала, просто не отучать их видеть то, что они видят. А также не запрещать им чувствовать, фантазировать и рисовать по воображению. Постепенно, сообразно возрасту, тренировать глазомер и руку, давать приёмы работы с красками. Показывать много-много разной живописи и графики, разных времён, народов и художественных стилей, в меру сил отвечая на вопросы, почему художник нарисовал именно так? Нет, не потому что он дурак и рисовать не умел!
Плюсы — ребёнок, человек не просто выдаёт картинки по заученному, а проживает их: познает мир вокруг себя, собственные возможности и сам при этом растёт. Рисовать розочки-зайчиков он в итоге тоже умеет, как частные случаи зримого многообразия. Минусы — всё это медленнее, чем вдолбить схемы, и результат менее предсказуемый. А ещё это затрагивает глубинные настройки психики, и может конфликтовать... мнээээ... например, с семейными установками, убеждениями, табу. Типа, у Испанской королевы нет ног (с), и мы тоже не можем сосредоточить на них своё внимание, чтобы увидеть, рассмотреть, нарисовать. Или представления о том, что должны рисовать мальчики, а что — девочки. В итоге — внезапный «завис» или истерика: того, кто учится рисовать, или его окружения...

На этом конспект пока обрывается)

З.Ы.: Вряд ли тот или другой способ возможно практиковать в чистом виде, но методики обучения и всякий, кто учит, тяготеют туда или сюда.

@темы: жисть, рисунки